Абонемент на посещение музейного лектория

Абонемент дает право на посещение музейного лектория по карте лояльности "Lecture Pass" и включает посещение двух циклов лекций "Русский бог" и "Духи, одержимость и экзорцизм в религиях Дальнего Востока". Лекции проходят в офф-лайн формате.

Искусство и культура 16+

Цикл "Русский бог". Начало лекций в 19:00

Что такое русская духовность, является ли она частью загадочной русской души и из каких исторических пластов и ментальных конструкций она складывается? Исследователи различных аспектов русской религиозной традиции представят слушателям результаты своих многолетних изысканий и авторский взгляд на одну конкретную тему.

РАСПИСАНИЕ:

19 октября

Религиозная символика животных в древнерусской культуре

В древнерусской культуре часто встречаются образы фантастических и реальных зверей с необычными свойствами: бессмертные феникс и олень, злые аспиды и ехидны, оживляющие детей львы и неясыти. Эти предания, пришедшие в книжность из античных сочинений, языческих представлений или наблюдений за природой, как правило, сопровождались богословским толкованием, которое помогало читателю и зрителю лучше усвоить основные принципы христианского вероучения.

Лектор: Николай Валерьевич Буцких, основатель Центра исследований древнерусской культуры ЗЕЛО.

26 октября

Боги древних славян

Языческая Русь не знала упорядоченного религиозного мировоззрения. Культ верховных богов уживался и переплетался с многослойными древнейшими верованиями: магическими, анимическими и т.д. Кроме того, будучи полиэтничной, Русь с самого начала была и полирелигиозной страной. Славяне, балты, финно-угры, скандинавы, иранские народы, тюрки имели свои представления о мире и человеке. Многообразие этнокультурных форм религиозной жизни выражалось в различных типах культовых мест и построек, в погребальной обрядности, в деятельности «языческих священнослужителей» — волхвов.

Лектор: Александр Владимирович Карпов, старший научный сотрудник Музея истории религии, историк, кандидат философских наук, исследователь славянского язычества.

2 ноября

Славянское неоязычество

На лекции речь пойдет о том, что такое новое язычество, каковы причины его появления в современной России, в чем его отличие от древних языческих верований, как оно проявляется в современных религиозных, философских, мировоззренческих, политических, экологических, субкультурных феноменах. Лектор с помощью иллюстративноготивного материала расскажет об основах вероучения, обрядности и организационном устройстве родноверов — одного из ведущих течений нового славянского язычества.

Лектор: Алексей Викторович Гайдуков, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена, глава Центра исследований и экспертиз «ЭТНА», автор ряда публикаций по новому язычеству, которое изучает в течение 25 лет.

9 ноября

Звезда и крест: религиозность в русской армии XIX — начала XX веков

Религиозные традиции поддерживались в российской армии на протяжении всей ее истории. Вместе в православными в войсках служили солдаты и офицеры разных исповеданий. В лекции мы затронем различные вопросы, связанные со службой и подвигами российского военного духовенства. Ознакомимся с праздничной культурой полков русской армии. Посетим воинские части во время принятия новобранцами воинской присяги. Узнаем о духовном значении российской наградной системы. Разберём вопросы включения религиозных атрибутов в русскую военную символику.

Лектор: Владимир Александрович Безродин, старший научный сотрудник Музея истории религии, историк, исследователь взаимоотношений армии и религиозных организаций.

16 ноября

Окно в вечность: Христос в русской иконе

Весь XX век прошёл в поисках невербальных коммуникаций. В театре, в изобразительном искусстве, даже в поэзии творцы старались воздействовать на зрителя, минуя сознание, сознание и обращаясь непосредственно к чувствам. Когда в начале XX в. Григорий Чириков с помощниками научился расчищать древние иконы от поздних наслоений, мир ахнул, настолько проникновенны оказались средства выразительности древней русской иконописи. Густые насыщенные цвета, свободное обращение с объемом и перспективой соответствовали задачам современного искусства. Как существует язык музыки или поэзии, подлежащий анализу и изучению, так существует и язык иконописи, доступный исследованию и пониманию. В ходе лекции мы поговорим об иконографии ключевой фигуры христианства, собственно Христа, в древнерусской иконописи на примерах характерных изображений XII—XVII веков и об их актуальности в XXI веке.

Лектор: Александр Анатольевич Буров, старший научный сотрудник Музея истории религии, религиовед, исследователь русской религиозной философии и искусства.

23 ноября и 7 декабря (на выбор)

Спор о вере. История старообрядчества

Лекция на экспозиции (две группы, количество человек в группе — не более 25). За время своего существования Русская Церковь переживала значительные богослужебные и монастырские реформы, книжные справы, структурные изменения. Однако только церковные реформы второй половины XVII века закончились настоящей трагедией — церковным расколом. Реформы дали жизнь уникальному и самобытному явлению — старообрядчества. Лекция будет посвящена истории возникновения, бытования и специфики старообрядчества. Формат лекции на экспозиции позволит раскрыть тему с помощью подлинных экспонатов эпохи Раскола, увидеть аутентичные старообрядческие пред возникновения, бытования и специфике старообрядчества. Формат лекции на экспозиции позволит раскрыть тему с помощью подлинных экспонатов эпохи раскола, увидеть аутентичные старообрядческие предметы, обнаружить дореформенное наследие в нестарообрядческом церковном искусстве. Мы узнаем о старообрядческом прошлом экспонатов, прочитаем тексты на иконах, разберемся в особенностях священнических облачениий, сравним дореформенные и пореформенные обряды.

Лектор: Сергей Владимирович Подлесный, старший научный сотрудник Музея истории религии, историк, исследователь русской религиозной традиции.

30 ноября

Русские мистические секты: проис-хождение и религиозные практики христовщины

К русскому мистическому сектантству принято относить два низовых религиозных движения XVIII—XIX веков — христовщину и скопчество. Само по себе разделение русского сектантства на «мистическое» и «рационалистическое» не вполне удачно, хотя некоторые исследователи пользуются им и сегодня. Лекция посвящена особенностям ритуалов и религиозных практик христовщины в контексте массовой религиозной культуры XVII—XVIII веков.

Лектор: Александр Александрович Панченко, доктор филологических наук, профессор РАН, филолог, фольклорист, исследователь российских сектантских движений, народного православия и городского фольклора.

14 декабря

Русские мистические секты: скопчество

Скопчество появилось в 1760-е годы в качестве одного из ответвлений христовщины. Скопцы считали ритуальную кастрацию необходимым условием спасения. Лекция посвящена происхождению, ранней истории, мифологии и идеологии русского скопчества.

Лектор: Александр Александрович Панченко, доктор филологических наук, профессор РАН, филолог, фольклорист, исследователь российских сектантских движений, народного православия и городского фольклора.

 

Цикл лекций "Духи, одержимость и экзорцизм в религиях Дальнего Востока". Начало лекций в 19:00

18 января 2022 года

Избранники духов: шаманство в традиционных культурах Дальнего Востока

Еще в начале XX века многие народы Приамурья — нанайцы, ульчи, орочи и др. — сохраняли традиционный образ жизни. Основой их жизнеобеспечения были рыболовство и охота, а в общественных отношениях сохранялись родовые традиции. В их мировоззрении большое место занимала вера в разнообразных духов: духов-хозяев природных стихий, духов-покровителей семьи и дома, злых духов, вызывающих болезни и различные неудачи. С этими духами людям нужно было налаживать отношения. Наиболее успешно это могли делать шаманы — люди, обладающие способностью в особом состоянии сознания (экстазе) непосредственно контактировать с духами. Шаманы боролись с духами, вызвавшими болезнь, сопровождали души умерших в загробное царство, упрашивали духов-хозяев природы дать людям удачу на промысле. В лекции пойдет речь о шаманстве нанайцев и ульчей. Рассказ будет сопровождаться демонстрацией портретов нанайских и ульчских шаманов, нанайских шаманских икон, а также нанайских и ульчских шаманских деревянных скульптур из коллекции Музея истории религии, изображающих разнообразных духов.

Лектор: Татьяна Николаевна Дмитриева, кандидат исторических наук, заведующая отделом «Религии архаических обществ и Древнего мира» Музея истории религии

25 января 2022 года

Бесы Поднебесной: взаимодействие с потусторонним в китайской традиции

На протяжении столетий древнейшая китайская цивилизация бережно поддерживала самые архаичные практики, давно забытые в мире авраамических религий и воинственного секуляризма. Китайская традиция, прежде всего, сохранила опыт переживания мира как одухотворенного, наполненного разными духовными сущностями. Это могут быть как готовые прийти на помощь семье духи предков, так и различные демонические силы. На лекции мы рассмотрим типологию китайской нечисти, узнаем, откуда она берется, и как проходят обряды экзорцизма в Поднебесной.

Лектор: Павел Александрович Тугаринов, научный сотрудник Музея, синолог, культурный антрополог.

1 февраля 2022 года

Проклятье мертвых и понятие «ужасного» в японской культуре

Вера японцев в то, что человек, умерший во гневе, может стать мстительным духом, имеет древние корни. Зародившись в народной среде, к IX веку эти верования приобрели государственное значение. В определенный период истории Японии умиротворение гневных духов стало основной заботой синто, буддизма и оммёдо (учение об ин и ян). Развитие институтов этих конфессий происходило во многом под влиянием верований в мстительных духов. Страх перед мертвыми наложил отпечаток на многие аспекты японской культуры, такие как литература, театр, изобразительное искусство и т. д. Все это повлияло на формирование отличного от европейского представления об «ужасном». Эти представления актуализируются и в культуре современной Японии.

Лектор: Сергей Вячеславович Шандыба, старший научный сотрудник Музея истории религии, японист, хранитель фонда «Религии Японии».

Пожалуйста, внимательно заполните анкету при регистрации и сохраните номер своего заказа. Он станет основанием для обмена электронного билета на карту постоянного посетителя лектория "Lecture Pass". Не размещайте фотографии билетов в социальных сетях. В случае мошенничества или копирования может быть украден уникальный код билета! В этом случае злоумышленник сможет воспользоваться вашим билетом вместо вас, если при входе на мероприятие предъявит его первым. 

Поделиться:

809 дней назад
19 октября 2021 19:00 — 1 февраля 2022 21:00

Санкт-Петербург
ул. Почтамтская, 14
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов